Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

9695

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
3.07 Mб
Скачать

Д.И. Колесов,

г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

ДЕНАЦИФИКАЦИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ В ГЕРМАНИИ

Поражение во Второй мировой войне Третьего рейха оказало огромное влияние на всё немецкое общество. Процесс денацификации, начатый в Германии, повлиял на всю её политическую культуру, сформировав чувство вины всего германского общества.

Основные принципы денацификации были рассмотрены на Ялтинской и Потсдамской конференциях. Денацификация предполагала уничтожение Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) и всех подконтрольных ей структур, очищение всех сфер общества от нацистских деятелей и от национал-социалистических идей. Главной целью денацификации можно считать убеждение немецкого народа, «что он понес тотальное военное поражение, и что он не может избежать ответственности за то, что он навлек на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными»[1]. Преодоление прошлого в Германии в рамках денацификации базировалось на правовых нормах. Отображением этого был Международный Нюрнбергский трибунал, который судил не только высшее руководство Третьего Рейха, но и нацистские структуры. В формулу обвинения странами антифашистского блока были впервые введены такие понятия, как «подготовка военного нападения», «преступления против мира», «преступления против человечности». Влияние Нюрнбергского процесса «на умы немцев трудно переоценить, а вклад в дело денацификации населения послевоенной Германии огромен»[2]. Нюрнбергский процесс провёл грань между обычным населением Германии и руководством Третьего рейха, виновным в военных

121

преступлениях. Стоит подчеркнуть, что денацификация была необходима. Также нужно учитывать, что национал-социалистическая рабочая партия Германии пришла к власти демократическим путём. Поддержка расовых законов и расовой политики национал-социалистов сохранялась и после капитуляции. «В 1946 году 37% жителей американской зоны заявляли, что уничтожение евреев, поляков и других неарийских народов диктовалось интересами безопасности» [3]. Освобождение массового сознания людей, испытывавших больше десяти лет влияние нацистской пропаганды, воевавших и проигравших войну – не могло быть делом простым и быстрым.

Денацификация идеологической сферы представляла серьёзную трудность из-за укрепившихся нацистских идей в сознании немцев. Проводились принудительные мероприятия ознакомительного характера с преступлениями войны. Уничтожались предметы искусства Третьего рейха: книги, картины. После капитуляции Германии был запрещен выпуск всех немецких газет. В американской зоне оккупации, где скрылись многие военные преступники, население было вынуждено принимать участие в перезахоронении реабилитированных жертв нацизма. Также был создан совет цензоров. «В американской зоне, где подходы к чистке были самые строгие, были рассмотрены три с половиной миллиона дел и признаны: главными виновными – 1654; виновными – 22122; незначительно виновными

106422…»[2].

Всоветской зоне оккупации были созданы 10 концентрационных лагерей для лиц, сотрудничавших с нацистским режимом. Денацификация в советской зоне была менее бюрократизирована. Там не было анкетной денацификации, подразумевающей, что каждый житель Германии должен был заполнить специальную анкету, состоящую из многочисленных положений. Рядовые члены партии не были осуждены, им давали возможность интегрироваться в новое общество. Многие военнопленные были отправлены на работы в Советский Союз. «… Очищались органы

управления, юстиции, школы, откуда уволили … 80 % всех судей и половину

122

учителей. Сведение счетов с прошлым, …

нацеливалось на будущее страны

без капиталистов, …

с рабочими на

руководящих постах» – так

свидетельствовали современники [2].

 

Создание четырех оккупационных зон преследовало цель разделить немецкий народ на время с целью более успешного проведения политики денацификации. Но Холодная война в итоге разделила Германию на два противоборствующих государства и привела к пониманию этого как наказания за развязывание мировой войны. Обе стороны обвиняли друг друга в недостаточности процессов денацификации и в использовании бывших военных преступников.

Результаты денацификации можно найти в законодательстве Германии. Например, в её Конституции: «Запрещаются объединения, цели или деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов» [4]. Фактически статья 9 пункт 2 направлена против неонацизма и сохранение исторической памяти о трагических событиях, повлекших за собой гибель миллионов людей. Одной из форм сохранения исторической памяти в данном контексте является деятельность такого правового института, как Федеральная служба защиты конституции Германии. Именно эта организация занимается защитой исторической памяти по отношению к преступлениям Второй мировой войны. Организации, которые стремятся пересмотреть историю войны, её последствий, получивших международную оценку в решениях Нюрнбергского трибунала, или Холокост, признаются неконституционными и запрещаются. Также основным законом, направленным против ультраправых, неонацистов, является параграф 86-а Уголовного кодекса ФРГ. За использование знаков антиконституционных организаций человеку грозит лишение свободы от одного года до трёх лет. Причем к знакам относят, «главным образом, знамена, значки, отдельные предметы униформы, пароли и формы приветствия»[5]. В ФРГ к неонацистам строгое отношение не только на законодательном уровне, но и

123

на уровне гражданского общества. Институты социализации человека с детских лет формируют чувство покаяния у населения. Этому способствует множество школьных проектов антифашистской направленности, различные доклады на тему о жертвах Холокоста и даже украшение кабинетов истории плакатами с изображением жертв нацистского режима, постоянные встречи с членами таких организаций, как например, «Пираты Эдельвейса», организация многочисленных траурных процессий и мероприятий 27 января в Международный день памяти жертв Холокоста.

Существует множество примеров защиты исторической памяти и своеобразного комплекса постоянного покаяния германского общества. Так, например, студенческие выступления новых левых в 50-е и 60-е годы требовали продолжения денацификации, фактически прекращённой реформами Конрада Аденауэра, внесшего поправки в статью 131 Конституции ФРГ, что привело к появлению так называемых «131-ых». Закон о регулировании правового статуса лиц, указанных в статье 131 Основного закона, позволил бывшим членам НСДАП и даже людям, проходившим службу в рядах СС вернуться к работе в различных ведомствах, включая Немецкие железные дороги, Немецкую почту, Немецкий банк, с разрешения министра, к ведомству которого структура относится [8]. Среди таких людей, совершивших военные преступления, но привлечённых к гражданской службе, можно отметить Теодора Оберлендера. Он был политическим руководителем батальона украинских националистов Нахтигаль. В кабинете Аденауэра он получил портфель министра по делам беженцев, временных переселенцев и пострадавших от войны. В ГДР Оберлендер был заочно осужден за расстрел польской интеллигенции и убийство евреев во Львове. Возвращение к службе бывших военных и гражданских служащих нацистской Германии было оправдано необходимостью в опытных управляющих.

124

К денацификации также можно отнести систему компенсаций людям, пострадавшим в ходе Холокоста и в результате военных преступлений руководства Третьего рейха.

В 90-е годы после объединения Германии в восточных землях в результате декоммунизации и люстрации стали распространяться неонацистские и реваншистские идеи. Самая крупная националистическая партия – Национал-демократическая партия, хотя и образованная в ФРГ, пользуется наибольшей популярностью в восточной Германии. «В 2004 году НДПГ набрала 9,2 процента голосов на выборах в земельный парламент Саксонии, в 2006 году она прошла в ландтаг Мекленбурга-Передней Померании с 7,3 процентов голосов»[6]. Партия характеризуется как праворадикальная, но не как антиконституционная. Попытки её запретить не увенчались успехом. Официально партия заявляет о себе как о противнике мультикультурализма и выступает за ужесточение миграционного законодательства. Доказательством её антиконституционности являются лишь показания агентов Федеральной службы защиты конституции Германии, которые в случае использования в суде, позволят обвинить правительство в провокации. Свидетельством строгого отношения к возможным попыткам неонацистов пересмотреть историческое прошлое немецкого народа, является то, что «чуть ли не каждый седьмой функционер партии является завербованным агентом спецслужб» [6].

Декоммунизация в бывшей ГДР привела к заброшенности мемориалов Советской армии и борьбы с нацизмом в городах с малым количеством населения. С точки зрения немецкого общества, мемориалы не представляют особой культурной ценности и служат не памятниками борьбы с нацизмом, а диктатуры СЕПГ. В последнее время такие мемориалы стали излюбленным местом сборищ НС-скинхедов, а изображение свастики в общественных местах восточной Германии становится всё более популярным, вызывая тревогу общественности.

125

К последствиям денацификации можно отнести и политику мультикультурализма. Идеи развития идентичности национальных культур людей, проживающих на территории государства, соотносятся с идеями антифашизма, когда строгое миграционное законодательство и строгая интеграционная политика могут трактоваться как пережиток националистического прошлого и опасений возвращения к нему. Сейчас звучит критика мультикультурализма, например, членом Социалдемократической партии Германии Тило Саррацином. «Большое число арабов и турок не обладают продуктивной функцией, кроме как торговлей фруктами и овощами.… Есть также проблема, что 40% всех рожденных относятся к низшим слоям общества»[7]. Им издана книга «Германия самоликвидируется», в которой он на основе статистических данных показал кризис мультикультурализма. Саррацин, обвинённый многими немецкими политиками в расизме и национализме, был вынужден покинуть совет директоров Немецкого федерального банка.

Денацификация сыграла огромную роль в преодолении немецким народом своего прошлого и создании гуманистической исторической памяти. Денацификационные процессы серьёзно повлияли на политику и культуру современной Германии и привели к комплексу вины и необходимости покаяния немецкого народа. Несмотря на процессы реабилитации фашизма и военных преступлений в ряде стран Европы, попытки пересмотреть политику денацификации трактуются как антиконституционные и жестко критикуются немецким обществом.

Список источников и литературы

1. Берлинская конференция. 17 июля – 2 августа 1945 г. Протокол Берлинской конференции трех великих держав 1 августа 1945 г. // [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/berlin_main.htm

2. Кун Г. Возвращение из преисподней: денацификация послевоенной Германии // Историк и художник. 2007. № 12. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://polit.ru/article/2007/07/04/kun/

3. Лесной В. Денацификация и ее уроки // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.day.kiev.ua/ru/article/panorama-dnya/denacifikaciya-i-ee-uroki

126

4. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г.) // [Электронный

ресурс]. – Режим доступа: http://www.rfhwb.de/Pravo/Pravo_ru/pravo_ru1.htm

5. Справка: Национал-демократическая партия Германии // Deutsche Welle. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dw.de/справка-национал-

демократическая-партия-германии/a-3245303

 

 

6.

Уголовный

кодекс

Федеративной

Республики

Германии:

В редакции от 13 ноября 1998 года. По состоянию на 15 мая 2003 года. Параграф 86а // Федеральный правовой портал. Юридическая Россия // [Электронный ресурс]. – Режим

доступа:http://www.law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1242733&subID=100102942,1001029 44,100103613,100103645,100103663#text

7.Sarrazin muss sich entschuldigen // Zeit Online. // [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.zeit.de/politik/deutschland/2009-10/sarrazin-aeusserung-integration/komplettansicht

8.Gesetz zur Regelung der Rechtsverhältnisse der u nter Artikel 131 des Grundgesetzes fallenden Personen // Bundesgesetzblatt Teil I. Nr. 22 vom 13.05.1951. S. 308-319 // [Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

http://www.bgbl.de/banzxaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&jumpTo=bgbl151 s0307.pdf

Д.С. Колосов,

г. Нижний Новгород, Нижегородская государственная медицинская академия

ЗАБЫТЫЕ ПОБЕДЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С-13

Великая Отечественная война – самая масштабная, разрушительная и кровопролитная война в истории России. Беспримерный подвиг советского народа, сражавшегося за свою страну, за свои ценности, за свою свободу. Десятки миллионов солдат, офицеров и простых граждан заплатили за Победу в этой войне своей жизнью. Война шла повсюду: советские воины мужественно сражались на земле, в небе, на море и под водой. Современное поколение знает о подвигах пехотинцев, танкистов и летчиков, в то время как, о свершениях героев-краснофлотцев известно лишь немногим – тем, кто увлекается морской историей. Между тем, моряки ВМФ СССР внесли свой, весомый вклад в победу над фашизмом, добиваясь своих результатов, своих побед. Автор работы преследует перед собой цель не просто рассказать о самой успешной операции советского подводного флота, но и показать значимость ее последствий. В работе освещен боевой поход подводной лодки

127

Северного флота С-13, в котором был потоплен лайнер «Вильгельм Густлов», перевозивший в Германию целую дивизию фашистов. Экипаж субмарины во главе с капитаном 3 ранга Александром Ивановичем Маринеско одержал самую крупную победу в истории Советского флота.

Январь 1945 года. Война приближается к концу. Советские войска по всему фронту вели наступление, прижимая к побережью крупные группировки противника. Именно такая обстановка сложилась в районе Кенигсберга и полуострова Хела. В этих условиях перед подводниками Балтийского флота была поставлена задача воспрепятствовать эвакуации врага. В состав блокирующих сил была выделена и субмарина С-13[1].

Вечером 30 января в районе маяка Хела акустик лодки старшина второй статьи И.М. Шпанцев уловил шум винтов нескольких сторожевых кораблей и очень крупного судна. Маринеско сориентировался мгновенно – цель уходит на запад, и уходит быстро. Подводным ходом за ней не угнаться, поэтому он решил атаковать из надводного положения, а чтобы обмануть эскорт – подойти к своей будущей жертве со стороны берега.

Прижимаясь к побережью, субмарина пошла вдогонку за противником, который был опознан как пассажирский лайнер водоизмещением около 30 000 тонн. В свежую погоду и непроглядной мгле преследование продолжалось более двух часов, но дистанция до цели не сократилась. С-13 вошла в строй в самом начале Великой Отечественной войны. Максимальная скорость надводного хода по проекту составляла 19,5-20 узлов, но невозможность провести в военное время в полном объеме надлежащий плановый ремонт привела к ее снижению до 16 узлов, чего явно не хватало для перехвата противника.

Маринеско вызвал наверх командира электромеханической боевой части капитан-лейтенанта Я.С. Коваленко и приказал любой ценой хотя бы на время выжать из машин все, на что они только способны. Старший механик и его подчиненные в этот день проявили чудеса профессионализма: лодка достигла скорости в 19 узлов.

128

Дистанция до цели стала сокращаться. Налетавшие снежные заряды все время скрывали цель, но зато надежно маскировали саму лодку. Поравнявшись с немецким кораблем, С-13 резко ушла вправо и вышла на боевой курс. Наконец в 23 часа 08 минут с дистанции всего 5 кабельтов был произведен четырехторпедный залп из носовых аппаратов. Менее чем через минуту раздались три мощных взрыва: четвертая торпеда не вышла из аппарата, но и трех хватило с избытком. Огромный лайнер с дифферентом на нос стал быстро погружаться и вскоре затонул.

В результате смелой атаки С-13 потопила вражеский лайнер «Вильгельм Густлов» тоннажем 25 500 тонн[2]. На борту судна находились около 9000 человек, из них 7500 военнослужащих. Из ледяной воды корабли эскорта смогли спасти всего 472 человека. Особенно чувствительным ударом для фашистов была гибель 918 подводников из 2-й учебной дивизии, эвакуируемых в порты Центральной Германии, где их уже ждали новейшие лодки XXI серии.

Продолжая поиск, С-13 вечером 9 февраля с помощью гидроакустической аппаратуры обнаружила шум винтов большого корабля. Определив направление движения противника, подводная лодка всплыла, увеличила ход, и начала сближение с ним со стороны темной части горизонта. В 2 часа 30 минут 10 февраля Маринеско, руководствуясь данными гидроакустической аппаратуры, дал двухторпедный залп из кормовых аппаратов. Обе торпеды попали в цель, и вражеский транспорт «Генерал Штойбен» (14 925 т, длина – 168 м, 16,3 узла), шедший в сопровождении миноносца и сторожевого корабля, был пущен на дно. На судне погибли около 3 тысяч немецких солдат и офицеров.

Таким образом, за один боевой выход подводная лодка С-13 потопила 2 судна противника, общим тоннажем 42 447 тонн. Это наилучший показатель за всю историю отечественного флота. За этот поход подводная лодка С-13 Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденом Красного Знамени. Самого Маринеско командир дивизиона – капитан 1 ранга

129

А.И. Орел представил к званию Героя Советского Союза, но Военный совет флота ограничился орденом. Справедливость после многолетних хлопот ветеранов была восстановлена только в 1990 году, но заслуженная награда, к сожалению, не застала героя в живых.

Список источников и литературы

1.Геманов В. Подвиг «тринадцатой». Слава и трагедия подводника А.И. Маринеско. Л.: Лениздат, 1991. 172,[2] с.

2.Морозов М. Гибель «Вильгельма Густлова»: правда и домыслы // Мифы Великой Отечественной. М.: Яуза; Эксмо, 2008.

Ю. С. Крутова,

г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

«Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Булат Окуджава, 1989 г.

1941 год… 22 июня… 3:29... Еще минута и начнутся взрывы, выстрелы, сражения.… Еще несколько секунд и начнется страх, ужас, боль, бесконечные слезы и смерти.… Начнется Великая Отечественная война, время, когда в любой момент могла взорваться бомба, выстрелить пуля, оборваться жизнь.… Когда вокруг было столько смертей, столько горя, что казалось все страшным сном.… Но это был «сон наяву», на 4 года поглотивший русский народ... Отцов, матерей и… детей, совсем еще маленьких, но уже таких мужественных и храбрых. Сейчас в современном мире, когда над головой чистое небо, под ногами не взрываются мины, трудно себе представить, насколько сильным духом должен был быть ребенок, чтобы выдержать все это, чтобы просто выжить.… Но они жили! Боясь просыпаться утром, боясь больше не увидеть своих близких живыми, они все же радовались каждому новому дню, еще одной прожитой ночи, как сейчас дети радуются летним каникулам. Они ждали каждого кусочка хлеба,

130

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]